Октябрьская железная дорога для жителей и гостей Петербурга!
2023-й стал знаковым как для петербуржцев, так и для железнодорожников всей страны. Наш город отметил 320-летие, а компания «Российские железные дороги» – 20-летие. Кроме того, уходящий год обозначил устойчивый тренд на интеграцию проектов Октябрьской магистрали в систему общественного транспорта, в жизнь города и горожан.
Тактовое движение пригородных электропоездов в Петербурге
Руководство Октябрьской железной дороги совместно с Правительством Санкт-Петербурга интегрирует железнодорожные пригородные направления в систему городского общественного транспорта. На сегодняшний день введены три тактовых маршрута на Витебском и Балтийском направлениях Октябрьской магистрали.

Для удобства и комфорта пассажиров тактовое движение пригородных электропоездов действует в рабочие дни в утренние и вечерние «пиковые» часы, в это время они будут ходят с 10-минутным интервалом. Такой тактовый график помогает не только перевозить не только так называемый «рабочий» пассажиропоток, но и приезжающих туристов в Северную столицу.

Первый маршрут пригородным сообщением Санкт-Петербург - Павловск стартовал 12 декабря 2022 года на Балтийском вокзале. Второй маршрут на Ораниенбаум начал свою работу с Витебского вокзала, спустя почти шесть месяцев, 22 мая. Данные показывают, что за 11 месяцев 2023 года пассажиропоток на Павловск вырос на 13% (до 12,8 млн человек), а за 7 месяцев - с момента запуска «такта» на Ораниенбаум - число перевезенных пассажиров также выросло на 16% (до 6,9 млн человек).
Третий по счету тактовый маршрут в городе - от Балтийского вокзала до Красного Села - начал действовать 11 декабря. Здесь назначены дополнительно 14 пригородных поездов по рабочим дням. Это значит, что к существующему графику пригородного сообщения из Петербурга, добавлены еще семь электричек и от Красного Села в сторону Балтийского вокзала еще семь поездов. Первые цифровые показатели фиксируют рост пассажиропотока на данном направлении на 20%.

В планах Октябрьской железной дороги на следующий год – запуск маршрута пригородных электропоездов в Сестрорецк.
Михаил Барышников
депутат Законодательного собрания от округа в Петергофе
Для работающих граждан нашего района жизнь изменилась к лучшему. Стали меньше использовать личный транспорт, и, как мне кажется, снижение продолжится, если будет решен вопрос с перехватывающими стоянками на вокзале. Единственная проблема осталась – пробки на железнодорожных переездах. Скорей бы уж построили новые путепроводы.

Электричка, которая не боится пробок, - оптимальный вариант общественного транспорта. На автобусе из Петергофа до города мы едем полтора часа, это долго. Думаю, всем понравилась бы возможность оставлять машину у вокзала и ехать дальше в вагоне, где, кстати, можно почитать книжку без риска испортить глаза. В пригородах парковки-перехватчики можно делать бесплатными, а можно – с предъявлением билета на поезд.
Образовательный проект «Вокзалы Петербурга»
Культурно-просветительский проект «Вокзалы Петербурга» разработан в рамках двустороннего Соглашения по профилактике непроизводственного травматизма и формированию у детей осознанной потребности соблюдать правила безопасности, подписанного в феврале 2023 года Октябрьской железной дорогой и Правительством Санкт-Петербурга.

В год 320-летия со дня основания Петербурга и 20-летия ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога инициировала идею создания экскурсионного маршрута по вокзальным комплексам города для школьников. Его задача - привить детям культуру транспортной безопасности через призму истории своего города, рассказать о значительном вкладе железнодорожников в архитектурный и культурный облик Северной столицы.

В рамках образовательного проекта ОЖД с апреля по ноябрь для школьников в возрасте от 8 до 16 лет проведено более 20 познавательных экскурсий по пяти железнодорожным вокзалам – Балтийском, Витебском, Московском, Финляндском и Ладожском. Более 550 детей и подростков из районных социальных учреждений Петербурга, в том числе детей участников СВО, посетили не только вокзальные комплексы города на Неве, но и другие объекты инфраструктуры ОЖД. В частности, локомотивные депо, трассы Малой Октябрьской детской железной дороги, экспозиции в Музее железных дорог России.
Школьники узнали интересные факты об истории первой в России железной дороги - Царскосельской, увидели архитектурную красоту вокзальных комплексов Петербурга и познакомились с железнодорожными профессиями, и, конечно же, научились безопасному поведению на инфраструктуре – вокзалах, платформах и путях.
Жанна Душкина
сотрудник Центра социальной помощи семье и детям Невского района
Мы водили наших ребят на выставку в рамках проекта «Вокзалы Петербурга» и были в восторге. Очень довольны, во-первых, организацией, во-вторых, тем, что выставка адаптирована для детей и детям действительно интересна. Им удалось посидеть в кабине машиниста, послушать экскурсовода, который и сам, видимо, работал на железной дороге, и много знает про войну. Все продумано как раз так, чтобы интересно было детям: им ведь скучно просто сидеть и слушать, а хочется самим полазить и все потрогать. Такую возможность им дали. Похоже на музей метро, но там экспонаты уже старинные, а в железнодорожном музее – более современные. Дети в группе были разные – младшие от семи лет, а старшие – уже подростки, причем, некоторые уже на заметке в полиции. Но понравилось всем. Видно, что экскурсию хорошо продумали: и что было интересно, и чтобы можно было заодно напомнить детям правила поведения на железной дороге.
Прямой выход из метро
на Финляндский вокзал
С 1 июня 2023 года снова открыт прямой выход из метро «Площадь Ленина» на Финляндский вокзал. По аналитическим данным Октябрьской железной дороги, около 20% пассажиропотока вокзала приходится именно на этот вход. Здесь, как и на всех входах на Финляндский вокзал, установлены досмотровые рамки металлоискателя в целях транспортной безопасности. Напомним, вход из метро на вокзал был закрыт более пяти лет назад, в 2017 году.
Илья Резников
транспортный эксперт
Пройти из метро на вокзал без выхода на улицу – это так называемый принцип сухих ног, и он успешно был опробован еще советскими архитекторами – на Московском, Балтийском, вокзалах, а потом еще и на Ладожском. Жаль, что на Финляндском от этой схемы временно отказались, но хорошо, что к ней же в итоге вернулись. Два разных транспортных ведомства никак не могли договориться между собой: где ставить досмотровые рамки. Но оказалось, что их можно передвинуть на два метра – и места всем хватит. И по сравнению с некоторыми российскими городами, например, с Тулой и Краснодаром, у нас все более-менее удобно. Никому не приходит в голову обносить весь вокзал забором, оставляя одну калиточку, как это сделали туляки, так что простой заход на вокзал теперь занимает 5-10 минут.
Просветительский проект
«Пушкинская Ласточка»
3 июня 2023 года с Балтийского вокзала в свой первый рейс вышла «Пушкинская Ласточка». Это поезд пригородного сообщения, тематически оформленный в стилистике эпохи XIX века, когда жил и творил Александр Сергеевич. Во время рейса каждый пассажир «Пушкинской Ласточки», перейдя по Q-коду, может воспользоваться тематическим аудиогидом.

Каждый из восьми вагонов «Пушкинской Ласточки» отражает одну из тем творчества великого русского поэта XIX века. Это и поэзия, и повести, и сказки. В составе есть вагоны с говорящим названием «Сказочный» и «Драматический». Пассажиры смогут погрузиться в волшебный мир пушкинских сказок, а также в мир драматических произведений поэта.

Отдельный вагон электропоезда посвящен переживаниям героев «Евгения Онегина». Впервые для оформления состава использованы иллюстрации, сгенерированные искусственным интеллектом.
Проект Октябрьской железной дороги посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, который будет праздновать в наступающем году.
XI Международный железнодорожный салон пространство 1520 «PRO//Движение. Экспо»
С 24 по 27 августа Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге стал площадкой XI международного железнодорожного салона техники и технологии пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». Впервые за всю историю он проходил не в Москве, а территорией его проведения был выбран город на Неве.
Более 130 российских и иностранных компаний железнодорожного машиностроения демонстрировали свои инновационные разработки и новейшую продукцию на площадке Музея РЖД. Подобный уникальный показ железнодорожной техники не имеет аналогов в мире и является эксклюзивным.

Работа международного салона была разделена на «Деловые дни» (24-25 августа) – для участников-специалистов в сфере железнодорожного машиностроения и на «Дни открытых дорог» (26-27 августа) – для всех желающих увидеть уникальную международную выставку.

Жители и гости Санкт-Петербурга увидели динамический показ железнодорожной техники «Парад паровозов» - это легендарные исторические локомотивы в движении! От действующего паровоза XIX века серии «Мягкий знак», уникального раритета «Овечки» 1905 года выпуска, «Феликса Дзержинского», СО-18 – «Серго Орджоникидзе» и знаменитого паровоза серии Л – «лебедянки» до пассажирского паровоза серии П36 и самого мощного пассажирского локомотива в мире на период его производства – ЧС6.

По итогу свыше 1600 человек приняли участие в деловой программе международного железнодорожного салона, а всего более 21 тысячи посетителей и участников «PRO//Движение.Экспо» зафиксировано за все дни проведения.
Кирилл Поляков
Вице-губернатор Санкт-Петербурга
В этом году Международный железнодорожный салон впервые за свою историю проходил в Санкт-Петербурге. Для нашего города — это важное событие. РЖД является одним из ключевых партнеров правительства Санкт-Петербурга. В рамках поручений Президента Владимира Путина мы совместно ведем работу по развитию железнодорожной инфраструктуры. Также активно внедряем железнодорожное сообщение в городскую транспортную сеть и запускаем новые маршруты тактового движения.

На выставке были представлены лучшие российские разработки и новейшие транспортные системы. Подобный обмен опытом дает стимул для развития промышленных предприятий Санкт-Петербурга и России. Кроме того, площадка способствует развитию кооперации предприятий, что позволит решить важнейшую задачу обеспечения технологического суверенитета страны – снижение зависимости отечественной промышленности от зарубежных комплектующих, технологий и оборудования.

Среди ярких примеров российского машиностроения, представленного на вставке, отмечу вагон метро «Балтиец» в новом оформлении. Это подарок от производителя для гостей и жителей Санкт-Петербурга в честь его 320-летия. Арт-поезд в юбилейной ливрее уже вышел на рельсы и радует пассажиров петербургского метрополитена.

Уверен, что проведение Международного железнодорожного салона будет способствовать развитию отечественного железнодорожного комплекса, поможет сделать его по-настоящему передовым, отвечающим требованиям конкурентной экономики и общепринятым стандартам безопасности и экологичности. Ждем участников в следующем году!
Памятник министру путей сообщения Михаилу Хилкову
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге выдвинул памятник министру путей сообщения Российской Империи Михаилу Ивановичу Хилкову на участие в ежегодной международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». Она вручается с 2018 года и объединяет тысячи архитекторов и дизайнеров всего мира.
Церемония награждения премии «Золотого Трезини-2023» состоялась 15 ноября в Государственном Эрмитаже в городе на Неве. Приз зрительских симпатий и получил статуэтку «Золотой Трезини» получил монумент, установленный в честь выдающегося железнодорожника России. Из почти тысячи претендентов посетители сайта международной премии «Золотой Трезини» отдали свое предпочтение памятнику князю Хилкову.

Напомним, монумент был торжественно открыт 1 ноября 2022 года в честь 185-летия железных дорог России. Он расположен на территории Гатчинского двора перед входом в Музей железных дорог России. Проект скульптора Александра Таратынова и архитектора Михаила Корси показывает князя в движении, символизирующем освоение новых путей.

На посту министра путей сообщения Российской Империи князь Хилков заложил основы развития железных дорог России. Десятилетие его деятельности ознаменовалось бурным развитием техники и новых технологий. Памятник Михаилу Ивановичу Хилкову — логичное продолжение большой и кропотливой работы по сохранению его наследия для будущих поколений, которую ведут российские железнодорожники.
Открытый каток Музея железных дорог России
Зима – это время волшебства и развлечений! Второй год подряд на ледовой площадке рядом с Балтийским вокзалом для любителей зимней забавы открылся каток Музея РЖД в Санкт-Петербурге. Напомним, только за первый сезон его посетили более 11 тысяч жителей и гостей Петербурга
С 15 декабря любители катания на коньках уже начали осваивать ледовое покрытие открытого катка. Он расположен на территории Музея железных дорог России между Библиотечным переулком д. 4 корп. 2, улицей Шкапина д. 28 и д. 32-34. Одновременно на катке площадью 1100 квадратных метров могут кататься до 70 человек. Для посетителей предусмотрены тёплые раздевалки, бесплатные камеры хранения, помощники-опоры, прокат коньков и вендинговые аппараты с горячими напитками и снеками. Перед музеем есть бесплатная парковка.

Каток работает ежедневно с 13:30 до 22:00 без выходных. Подробная информация о всех преимуществах музейного ледового пространства находится здесь.
Ускоренная «Ласточка» из Петербурга в Великий Новгород
С 23 декабря на участке Санкт-Петербург-Великий Новгород по выходным дням ускоренный электропоезд «Ласточка, с одной остановкой на станции Тосно. Время в пути составит чуть более 2-х часов.

Основной задачей данного проекта является переключение пассажиропотока с альтернативных видов транспорта на пригородный железнодорожный ввиду увеличения «рабочего» и туристического пассажиропотока на участке Санкт-Петербург – Великий Новгород.

В условиях роста популярности внутреннего туризма в России спрос на перевозки по данному направлению будет только увеличиваться. Основным преимуществом новой «Ласточки» станет отсутствие перенаселенности, все билеты продаются с местами. Всего 360 мест.
Анатолий Аграфенин
автор путеводителя «Серебряное ожерелье»
Мы ездили на этой «Ласточке», и было здорово, быстрее, чем на машине даже по платной дороге. Мы как-то отвыкли от междугородних электричек и в последние годы ездили в соседние регионы на маршрутках и автобусах. Мирились и с толпой, и с тряской, и с тем, что не всем может хватить сидячих мест. Уже забыли, что в цивилизованных странах для этого существует поезд. Хорошо, что молодые люди научились ездить короткими перебежками с электрички на электричку и, наверное, смогут из Петербурга добраться хоть до Владивостока. Это безопасное и дешевое путешествие, а теперь оно станет еще и комфортным.
Новая "Ласточка" к памятной дате для всех ленинградцев
В преддверии 80-й годовщины со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Октябрьская железная дорога реализует общественно-просветительский проект.

Это будет тематически оформленный состав поезда «Ласточка», посвященный героическому подвигу жителей блокадного Ленинграда. Он рассказывает историю фактов и событий Ленинграда в эти 872 дня.

Проект разработан как дань памяти всем ленинградцам, кто пережил тяжелые дни блокады.

Запуск тематического подвижного состава «Ласточки», посвящённого памятной дате, мы планируем 7 февраля, когда традиционно на Финляндском вокзале встречаем Первый поезд после прорыва блокады Ленинграда.
Роман Залесов
начальник экспедиционно-выставочного отдела исторического парка «Россия моя история»
Подобные проекты – история в транспорте – я видел в Казани. Правда, в метро, а не в поезде. Заходишь в вагон – и попадаешь в музей, где тебе всё рассказывает об известных людях, которые жили в Казани. Идея хороша уже тем, что, размести эту информацию на обычном стенде, человек пройдет мимо и не обратит внимания. А в поезде ты невольно будешь читать всё, что на глаза попадается, запомнишь, захочешь узнать об этой истории побольше, потом будешь искать целенаправленно. Вы помните: раньше человек не знал, где искать нужную ему информацию, кроме как в библиотеке, выбирая книги по ключевым словам. Сейчас он может сделать это за минуту, не выходя из вагона. Главное, чтоб возник этот интерес, и тематический вагон тут поможет.