День командира отделения первой пожарно-спасательной части, старшего прапорщика Алексея Семенова шел, на языке спасателей, согласно распорядку.

«Во время занятий в учебном классе поступила заявка: взрыв в метро. Профессия выработала холодный четкий взгляд на такие события. Доехали мы быстро», – без сантиментов рассказывает мужчина.

За пять лет события потихоньку стираются из памяти. Но он как сейчас помнит, как на подъезде к станции увидел в панике выбегающих оттуда людей. Стоял запах дыма, огромное количество машин скорой помощи и полиции. «На учениях мы отрабатывали такой вариант событий и наши действия. Уже во время разведки мы сразу поняли, что делать. Основная сложность этого объекта в том, что пострадавших много, а эскалаторов всего три, за счет чего было сложно эвакуировать людей. На носилках мы поднимали людей наверх и вновь спускались, и продолжалось это еще много раз», – вспоминает спасатель.

Он запомнил и деформированные взрывом двери. И про себя поблагодарил машиниста, который довез поезд до станции – это существенно облегчило ситуацию.
«Была бы паника, давка, люди не понимали бы, куда бежать», – констатирует он.
Помощь на глубине:
как спасатели Петербурга выводили пассажиров взорванного состава
Начальник первой пожарно-спасательной части Роман Денисенко в этот день заступил в караул. «Обычный день, хорошая погода, нормативы, занятия – все как обычно в пожарной части, не более чем. И тут к нам приходит заявка о задымлении в перегоне «Сенной площади» и «Технологического института». Мы не знали, что там теракт. До этого проходили серьезные учения, их организовывал старший офицерский состав. Максимально приближенно к реальным действиям. Конечно, это все помогает в реальной установке. Учения у нас происходили с пострадавшими – там были и люди, и манекены. Но опять же, повторюсь, мы ехали и не знали, что произошло», – рассказывает он.

Денисенко отмечает, что в Санкт-Петербурге станции метрополитена все глубокого заложения: расстояние, время – все это дело требует больших нагрузок. Спасатели спускались на задымленную глубину в полной экипировке. «Так, принято включаться в кислородные аппараты – это тоже не так легко, как в дыхательном аппарате. Преодолевать тоннель – это полтора-два километра. При себе нужно иметь пожарно-техническое вооружение и производить эвакуацию людей. Одна из самых главных проблем – это радиообмен», – рассказывает специалист.

Спустя пять лет спасатели уверенно говорят – обстоятельства тогда сложились идеально: машинист поезда прогнал вагон до конца и сделал это таким образом, что поврежденные вагоны были на платформе. Это позволило быстро произвести эвакуацию. «Если бы вагон ушел дальше или не доехал до станции, тогда это была бы глобальная проблема и еще больше жертв, поскольку люди теряют кровь. Но они были на платформе, и доступ к ним был обеспечен идеально», – говорит Денисенко.

Когда все завершилось, команда спасателей вернулась в подразделение. Телефон в пожарной части звонил весь день: в суматохе люди продолжали искать друг друга.
Фото: Роман Пименов