Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Юрий Бутусов, Константин Кинчев, Александр Башлачев, Андрей Панов, Андрей Тропилло, Юрий Наумов, Александр Кондрашкин,
    Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Юрий Бутусов, Константин Кинчев, Александр Башлачев, Андрей Панов, Андрей Тропилло, Юрий Наумов, Александр Кондрашкин,
КАК СЕРГЕЙ КУРЕХИН ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ
Проект музыканта Сергея Курехина «Поп-механика» стал уникальным феноменом в истории ленинградской музыки. Он объединил музыкантов, художников-перформансистов, которые порой даже не представляли, что произойдет на сцене в следующую секунду. Память о Курехине бережно хранит Центр современного искусства, который носит его имя.

«Поп-механика» — это не группа, а способ мышления», – говорил сам Курехин. Впервые «механика» появилась на сцене рок-клуба в марте 1985 года, на III фестивале. Вдова Сергея Курехина, Анастасия, попала в рок-клуб еще до знакомства с будущим мужем. «Все тогда варились в одном котле, встречались в «Сайгоне» и потом шли в рок-клуб на фестиваль. Не имея знакомых, достать билет туда было очень сложно. Зал Ленинградского рок-клуба был относительно небольшой, зато концертный, с настоящим оборудованием», – рассказывает она в беседе с «ПД».

Судьбоносная встреча произошла дома у Бориса Гребенщикова. «Познакомились мы в гостях у Бориса Борисовича. Потом мы еще раз совершенно случайно встретились в «Сайгоне». Спустя три-четыре месяца он позвонил… Потом мы отправились гулять по Невскому, и с тех пор он каждое утро, в 9, звонил мне – будил – и мы договаривались встретиться. Сергей очень любил гулять, для него Ленинград-Петербург был творческой лабораторией, и самые лучшие идеи приходили к нему либо когда он гулял, либо в метро. Бывает, прибегал домой, не разговаривая, садился к инструменту и записывал то, что пришло ему в голову», – вспоминает Анастасия Курехина.
Курехина Анастасия Георгиевна -
художественный руководитель
Центр современного искусства имени Сергея Курехина.
Курехина Анастасия Георгиевна -
художественный руководитель
Центр современного искусства имени Сергея Курехина.
Проект музыканта Сергея Курехина «Поп-механика» стал уникальным феноменом в истории ленинградской музыки. Он объединил музыкантов, художников-перформансистов, которые порой даже не представляли, что произойдет на сцене в следующую секунду. Память о Курехине бережно хранит Центр современного искусства, который носит его имя.

«Поп-механика» — это не группа, а способ мышления», – говорил сам Курехин. Впервые «механика» появилась на сцене рок-клуба в марте 1985 года, на III фестивале. Вдова Сергея Курехина, Анастасия, попала в рок-клуб еще до знакомства с будущим мужем. «Все тогда варились в одном котле, встречались в «Сайгоне» и потом шли в рок-клуб на фестиваль. Не имея знакомых, достать билет туда было очень сложно. Зал Ленинградского рок-клуба был относительно небольшой, зато концертный, с настоящим оборудованием», – рассказывает она в беседе с «ПД».

Судьбоносная встреча произошла дома у Бориса Гребенщикова. «Познакомились мы в гостях у Бориса Борисовича. Потом мы еще раз совершенно случайно встретились в «Сайгоне». Спустя три-четыре месяца он позвонил… Потом мы отправились гулять по Невскому, и с тех пор он каждое утро, в 9, звонил мне – будил – и мы договаривались встретиться. Сергей очень любил гулять, для него Ленинград-Петербург был творческой лабораторией, и самые лучшие идеи приходили к нему либо когда он гулял, либо в метро. Бывает, прибегал домой, не разговаривая, садился к инструменту и записывал то, что пришло ему в голову», – вспоминает Анастасия Курехина.

«Поп-механика» родилась в результате музыкального эксперимента: «праздничная народная галлюцинация», или «пикник на лужайке» называл концерты проекта их создатель. Играли в ней музыканты рок-клуба.

«12 апреля 1982 года я была на первой «Поп-механике» (название проекта появилось позднее), которая была в ДК «Ленсовета», и после этого концерта директора дома культуры сняли.... Сергей к этому шел постепенно. Сначала у «Аквариума», с которым он играл, была своеобразная прелюдия перед песнями: музыканты играли сумбурный фри-джаз, который переходил в песню. Все «Поп-механики» были жестко выстроены по композиции: начало, развитие, конец. Присутствовали коротенькие сценарии, описывающие кто когда вступает. При этом группы участников не знали, что будут делать другие. Я помню за Алексеем Раховым козел бегал по сцене, а он, бедный, его очень боялся. А козел, видимо, проникся к нему особой любовью. Благо саксофонист мог бегать по сцене и, как мог, спасался от животного. Сергею очень не нравилось повторяться, он говорил: «Как люди могут 20 лет играть одно и то же, с одними и теми же интонациями. Я знаю музыкантов, которые говорят: как не хочется выходить на сцену». Жаловался, что гитаристов в городе мало. Например, надо ему восемь гитаристов в линию, и участвовали все: Виктор Цой, Гребенщиков, Сологуб. Я даже своего маленького брата отправила учиться играть на гитаре со словами: «В городе гитаристов не хватает». Это проект вне эпохи, и на самом деле таких форматов создано больше не было. Там было и пластическое искусство, и просто люди с улицы приходили, которые говорили: «Мы очень хотим в «Поп-механику», возьмите. Даже жанра для этого нет», – вспоминает Анастасия Курехина.

Молодые музыканты рок-клуба выросли в профессионалов на глазах Курехина. «Виктор Цой был героическим и в жизни, и на сцене, – вспоминает Анастасия Курехина. – Милый, остроумный, мало говорил, но всегда было ощущение, что он очень сильная личность. Когда Сергей познакомился с ним у Бориса Гребенщикова, он пришел домой и сказал: родился новый герой. Гребенщиков еще говорил: «Я талантливый, но Виктор совсем талантливый!» Этот разговор был, когда Витя принес новую песню: «Алюминиевые огурцы».
Проект музыканта Сергея Курехина «Поп-механика» стал уникальным феноменом в истории ленинградской музыки. Он объединил музыкантов, художников-перформансистов, которые порой даже не представляли, что произойдет на сцене в следующую секунду. Память о Курехине бережно хранит Центр современного искусства, который носит его имя.
КАК СЕРГЕЙ КУРЕХИН ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ
«Поп-механика» — это не группа, а способ мышления», – говорил сам Курехин. Впервые «механика» появилась на сцене рок-клуба в марте 1985 года, на III фестивале. Вдова Сергея Курехина, Анастасия, попала в рок-клуб еще до знакомства с будущим мужем. «Все тогда варились в одном котле, встречались в «Сайгоне» и потом шли в рок-клуб на фестиваль. Не имея знакомых, достать билет туда было очень сложно. Зал Ленинградского рок-клуба был относительно небольшой, зато концертный, с настоящим оборудованием», – рассказывает она в беседе с «ПД».
Судьбоносная встреча произошла дома у Бориса Гребенщикова. «Познакомились мы в гостях у Бориса Борисовича. Потом мы еще раз совершенно случайно встретились в «Сайгоне». Спустя три-четыре месяца он позвонил… Потом мы отправились гулять по Невскому, и с тех пор он каждое утро, в 9, звонил мне – будил –
и мы договаривались встретиться. Сергей очень любил гулять, для него Ленинград-Петербург был творческой лабораторией, и самые лучшие идеи приходили к нему либо когда он гулял, либо в метро. Бывает, прибегал домой, не разговаривая, садился к инструменту и записывал то, что пришло ему в голову»
, – вспоминает Анастасия Курехина.
Курехина Анастасия Георгиевна -
художественный руководитель
Центр современного искусства имени Сергея Курехина.
Курехина Анастасия Георгиевна -
художественный руководитель
Центр современного искусства имени Сергея Курехина.
«Поп-механика» родилась в результате музыкального эксперимента: «праздничная народная галлюцинация», или «пикник на лужайке» называл концерты проекта их создатель. Играли в ней музыканты рок-клуба..

«12 апреля 1982 года я была на первой «Поп-механике» (название проекта появилось позднее), которая была в ДК «Ленсовета», и после этого концерта директора дома культуры сняли.... Сергей к этому шел постепенно. Сначала у «Аквариума», с которым он играл, была своеобразная прелюдия перед песнями: музыканты играли сумбурный фри-джаз, который переходил в песню. Все «Поп-механики» были жестко выстроены по композиции: начало, развитие, конец. Присутствовали коротенькие сценарии, описывающие кто когда вступает. При этом группы участников не знали, что будут делать другие. Я помню за Алексеем Раховым козел бегал по сцене, а он, бедный, его очень боялся. А козел, видимо, проникся к нему особой любовью. Благо саксофонист мог бегать по сцене и, как мог, спасался от животного. Сергею очень не нравилось повторяться, он говорил: «Как люди могут 20 лет играть одно и то же, с одними и теми же интонациями. Я знаю музыкантов, которые говорят: как не хочется выходить на сцену». Жаловался, что гитаристов в городе мало. Например, надо ему восемь гитаристов в линию, и участвовали все: Виктор Цой, Гребенщиков, Сологуб. Я даже своего маленького брата отправила учиться играть на гитаре со словами: «В городе гитаристов не хватает». Это проект вне эпохи, и на самом деле таких форматов создано больше не было. Там было и пластическое искусство, и просто люди с улицы приходили, которые говорили: «Мы очень хотим в «Поп-механику», возьмите. Даже жанра для этого нет», – вспоминает Анастасия Курехина.

Молодые музыканты рок-клуба выросли в профессионалов на глазах Курехина. «Виктор Цой был героическим и в жизни, и на сцене, – вспоминает Анастасия Курехина. – Милый, остроумный, мало говорил, но всегда было ощущение, что он очень сильная личность. Когда Сергей познакомился с ним у Бориса Гребенщикова, он пришел домой и сказал: родился новый герой. Гребенщиков еще говорил: «Я талантливый, но Виктор совсем талантливый!» Этот разговор был, когда Витя принес новую песню: «Алюминиевые огурцы».
Мы очень переживали гибель Цоя. Это была первая серьезная потеря для всех. Мне даже сейчас тяжело смотреть на его фотографии. Я помню, как сидела у телевизора, и вдруг в новостях говорят, что он погиб. Просто страшно было.
Вдова музыканта уже много лет мечтает снять фильм, который станет не просто картиной о ее муже, но и расскажет историю молодого художника-музыканта, раскроет внутренний мир творца и расскажет о том, как рождается творчество.
Анастасия Курехина
Общаться с этой компанией было особое удовольствие. В последние годы, когда наш друг Сергей Савельев переехал на Литейный, мы собирались там, в относительно большой трехкомнатной квартире, это был семейно-дружеский круг. По вечером Невский был совершенно мертвый. Помню как-то встретили музыканта из группы UB40, который спрашивает: «Где у вас все ночные клубы? Все двери закрыты, темно». А ему в ответ: «Пошли в гости! У нас все ходят в гости». Времена были тяжелыми, но мы жили очень весело и были счастливы. Для творчества не было границ. Вопрос был лишь в том, как это творчество презентовать. И рок-клуб на то время этот вопрос решил.