– В ваших словах чувствуется сильный региональный снобизм…
– Когда человек вырастает в Петербурге, он все равно отличается от того, кто сюда приехал уже в зрелом возрасте. Более того, есть еще один уникальный феномен нашего города: Петербург не всех принимает. У меня есть несколько примеров дизайнеров, которые приезжали в Петербург, запускали свои бренды, а город их не принимал, и они через какой-то время переезжали в Москву со словами, что у нас невозможно добиться успеха, потому что «люди плохие», «погода плохая», «денег нет» и тому подобное. При этом ими тратились огромные суммы на продвижение брендов, на магазины на Невском проспекте. Но к ним элементарно не заходили люди…
– А в других городах у них получается?
– В других городах получается и в Интернете получается.
– Что же отталкивает от них в нашем городе?
– В Петербурге присутствует тот самый снобизм. Мы когда чувствуем, что это чужой, мы не впускаем. Поэтому у любого бренда, работающего в Петербурге, должен быть свой элемент городского ДНК, чтобы люди чувствовали, что ты свой. Например, я могу представить, как какой-то человек, работающий в Москве, ругает Москву. А вот в Петербурге, если ты ругаешь наш город, ты долго не продержишься.
– Даже если ты петербуржец? Или петербуржец никогда не будет ругать свой город?
– Наверняка есть такие петербуржцы, которых что-то не устраивает. Но мне кажется, что очень важной частью нашего воспитания становится обучение любви к городу. Петербург еще является таким городом-другом. Все эти гуляния по набережным, посещение музеев – это выстраивает отношения с городом.
– А кто для вас пример истинного петербуржца?
– Если говорить про прошлое, то, безусловно, Анатолий Собчак был отражением Петербурга. Еще одним символом города я бы назвал замечательного актера Игоря Дмитриева, кстати, тоже приехавшего в наш город, а не родившегося здесь. Из наших современников я бы назвал директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, галериста Марину Гисич, великого дизайнера Петербурга Татьяну Котегову. Нельзя не упомянуть городских рестораторов: ведь это те люди, которые вопреки всему прививали нашему городу культуру высокой кухни, тем самым даже воспитывая петербуржцев.
– А ваше «место силы», которое является умиротворяющим или, наоборот, побуждающим к каким-то новым свершениям?
– Таким моим местом всегда была Новая Голландия. Даже когда я еще был маленьким, и это был такой замок спящей красавицы, обросший лесом. Я всегда мечтал однажды попасть туда. И я постоянный гость там с первого дня, когда только стал возможен доступ на остров. Люблю ходить туда утром, когда еще мало людей, когда садовники убирают листья. Благодаря Новой Голландии я понимаю, что живу в Петербурге. Ну и, конечно, я очень люблю петербургские театры: Мариинский, Александринский, Михайловский. Кстати, в эти театры я с удовольствием хожу и на современные балет, и на современную оперу.
– То есть сочетание современности и аутентичности вы считаете возможным?
– Мне кажется, что желание законсервировать город очень плохо влияет на Петербург. Нельзя делать из нашего города исключительно музей – его надо делать живым. Допустим, наш модный дом мы решили не размещать в новом здании, а, наоборот, взяли старое, нуждающееся в ремонте и реставрации. И сегодня я знаю от очень многих горожан, кто также пытается встроить в старый Петербург что-то новое и прогрессивное.
– А как быть тогда с новым Петербургом, например, в Лахте?
– Петербурга, как и Москвы, и как любых современных городов, становится несколько: растущий город, современная архитектура, небоскребы – все это возможно для того, чтобы не стоять на месте. Кто создает новые сущности в центре города, тому несколько сложнее, потому что надо еще принимать во внимание влияние прошлого. Но при этом работа важна во всех локациях, потому что это инвестиции, это новый бизнес и новые деньги, которые так нужны Петербургу. Просто так случилось, что мы какое-то время жили в консервации, а сейчас, наконец-то, начинают открывать крышки, и мы пытаемся шагать в будущее.