Владимир Анатольевич, в этом году много разных дат сплелось – 30 лет возвращению прежнего имени городу на Неве, 25 лет как у градоначальника появился статус не мэра, а губернатора... Давайте начнем с 1991 года. Вы помните то время?

– Конечно. И справедливо то, что вернули историческое название. В то же время, надо учесть, что не абсолютное большинство горожан тогда проголосовало «за. Но исторический факт состоялся, поэтому теперь мы живем в Санкт-Петербурге.

– Вы сами голосовали тогда?

– Нет, я не голосовал, к сожалению. У меня в те дни была задача заниматься городским хозяйством для того, чтобы случайно не отключили воду, тепло, газ, и чтобы транспорт ходил…

– В те дни, после возвращения городу прежнего имени велись активные разговоры о том, что неплохо вернуть и утраченный столичный статус…

– Да, и мы тоже об этом рассуждали, но мы не говорили обо всех столичных функциях, понимая, что это не очень полезно. Я убеждал коллег по Смольному в том, что необходимо сюда вернуть ряд таких учреждений, которые по логике должны были бы здесь находиться. Например, почему министерству культуры было не переехать в культурную столицу страны, в Санкт-Петербург? Ничего бы такого страшного не случилось от этого. А еще мы предлагали президенту Ельцину в нашем городе помещение для штаб-квартиры Центрального банка России - на Исаакиевской площади, там где расположен Институт растениеводства.

«У нашего города есть все возможности для успешного развития»
владимир яковлев:
Владимир Анатольевич, в этом году много разных дат сплелось – 30 лет возвращению прежнего имени городу на Неве, 25 лет как у градоначальника появился статус не мэра, а губернатора... Давайте начнем с 1991 года. Вы помните то время?

– Конечно. И справедливо то, что вернули историческое название. В то же время, надо учесть, что не абсолютное большинство горожан тогда проголосовало «за. Но исторический факт состоялся, поэтому теперь мы живем в Санкт-Петербурге.

Вы сами голосовали тогда?

– Нет, я не голосовал, к сожалению. У меня в те дни была задача заниматься городским хозяйством для того, чтобы случайно не отключили воду, тепло, газ, и чтобы транспорт ходил…

– В те дни, после возвращения городу прежнего имени велись активные разговоры о том, что неплохо вернуть и утраченный столичный статус…

– Да, и мы тоже об этом рассуждали, но мы не говорили обо всех столичных функциях, понимая, что это не очень полезно. Я убеждал коллег по Смольному в том, что необходимо сюда вернуть ряд таких учреждений, которые по логике должны были бы здесь находиться. Например, почему министерству культуры было не переехать в культурную столицу страны, в Санкт-Петербург? Ничего бы такого страшного не случилось от этого. А еще мы предлагали президенту Ельцину в нашем городе помещение для штаб-квартиры Центрального банка России - на Исаакиевской площади, там где расположен Институт растениеводства.
ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ:
«У нашего города есть все возможности для успешного развития»
— Значит, мог бы в Петербурге появиться свой финансовый центр… Тем не менее, эти идеи вы озвучивали уже в качестве руководителя города, которым стали четверть века назад. Вас тогда не смущало, что в Петербурге появился пост губернатора, а губернии при этом нет?
— Это абсолютно не важно, и я даже в начале как бы настаивал на том, чтобы пост мэра оставался, но законодатели захотели значимых перемен. Тем более, всегда в старые времена в Петербурге был генерал-губернатор. Поэтому если переименован город, то логично вернуться и к должности губернатора. Но тогда статус для меня не имел никакого значения. Важно, что мне была дана возможность управлять таким крупным мегаполисом.
— Значит, мог бы в Петербурге появиться свой финансовый центр… Тем не менее, эти идеи вы озвучивали уже в качестве руководителя города, которым стали четверть века назад. Вас тогда не смущало, что в Петербурге появился пост губернатора, а губернии при этом нет?
— Это абсолютно не важно, и я даже в начале как бы настаивал на том, чтобы пост мэра оставался, но законодатели захотели значимых перемен. Тем более, всегда в старые времена в Петербурге был генерал-губернатор. Поэтому если переименован город, то логично вернуться и к должности губернатора. Но тогда статус для меня не имел никакого значения. Важно, что мне была дана возможность управлять таким крупным мегаполисом.
Как раз это право вам было предоставлено горожанами на знаковых выборах, когда вы выступали против действующего на тот момент времени главы города Анатолия Собчака? То голосование было честным?

– Я думаю, что честнее тех выборов больше выборов никогда уже в стране не было. Потому что сегодня оценка любых выборов крайне сложна, а в 1996-м году шла действительно достойная борьба и, на мой взгляд, в ней было больше честности, чем административного ресурса. Хотя, безусловно, и такой ресурс тоже имелся, и им умело пользовались.

Одним из серьезных элементов той самой борьбы можно назвать телевизионные дебаты?

– Прежде никогда такого формата в стране не было. И от этого никто толком не знал, как они должны проходить: мы понимали только, что есть некое ограничение по времени для выступлений и у каждого есть право задавать вопросы. Кстати, ведущий тех дебатов тоже не до конца понимал своего предназначения. Ну и сегодня важно сказать, что это не моя инициатива была выйти на дебаты, а штаба Анатолия Собчака. У меня и моих соратников первое желание было отказаться - все-таки мэр города был хорошо говорящим человеком. Поэтому, честно говоря, перед их началом был такой легкий мандраж. Но в результате, конечно, именно дебаты стали решающими в моей дальнейшей победе по итогам голосования.
Как раз это право вам было предоставлено горожанами на знаковых выборах, когда вы выступали против действующего на тот момент времени главы города Анатолия Собчака? То голосование было честным?

– Я думаю, что честнее тех выборов больше выборов никогда уже в стране не было. Потому что сегодня оценка любых выборов крайне сложна, а в 1996-м году шла действительно достойная борьба и, на мой взгляд, в ней было больше честности, чем административного ресурса. Хотя, безусловно, и такой ресурс тоже имелся, и им умело пользовались.

Одним из серьезных элементов той самой борьбы можно назвать телевизионные дебаты?

– Прежде никогда такого формата в стране не было. И от этого никто толком не знал, как они должны проходить: мы понимали только, что есть некое ограничение по времени для выступлений и у каждого есть право задавать вопросы. Кстати, ведущий тех дебатов тоже не до конца понимал своего предназначения. Ну и сегодня важно сказать, что это не моя инициатива была выйти на дебаты, а штаба Анатолия Собчака. У меня и моих соратников первое желание было отказаться - все-таки мэр города был хорошо говорящим человеком. Поэтому, честно говоря, перед их началом был такой легкий мандраж. Но в результате, конечно, именно дебаты стали решающими в моей дальнейшей победе по итогам голосования.
ФОТО: из личного архива Владимира Яковлева
?
– В первый момент ты неожиданно понимаешь, что вся ответственность за город, за весь объем работ лежит только на тебе. Если прежде у меня как у вице-мэра были задачи по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и энергетике, то теперь сюда прибавились здравоохранение, народное образование, все культурные программы. Поэтому мне приходилось спешно подбирать кадры и решать, какой у города должен быть стратегический план развития. Такой план тогда предложил Леонтьевский центр. И мы, собрав большой кворум участников, по всем направлениям деятельности города в течение года работали над его составлением.

Собирались, спорили и наконец сделали. Тогда мы впервые озвучили как должен город жить у моря и как надо развивать морской порт, как должны улучшаться транспортные пути, улично-дорожная сеть, здравоохранение… В том плане были впервые сформулированы задачи по строительству кольцевой автомобильной дороги, дополнительных мостов через Неву, благоустройству в центре города. И это был прорыв: ведь в самом начале 90-х годов считалось, что никакого генерального плана по развитию нашего города создавать не нужно, а все может меняться совершенно хаотично.В первый момент ты неожиданно понимаешь, что вся ответственность за город, за весь объем работ лежит только на тебе. Если прежде у меня как у вице-мэра были задачи по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и энергетике, то теперь сюда прибавились здравоохранение, народное образование, все культурные программы. Поэтому мне приходилось спешно подбирать кадры и решать, какой у города должен быть стратегический план развития. Такой план тогда предложил Леонтьевский центр. И мы, собрав большой кворум участников, по всем направлениям деятельности города в течение года работали над его составлением.

Собирались, спорили и наконец сделали. Тогда мы впервые озвучили как должен город жить у моря и как надо развивать морской порт, как должны улучшаться транспортные пути, улично-дорожная сеть, здравоохранение… В том плане были впервые сформулированы задачи по строительству кольцевой автомобильной дороги, дополнительных мостов через Неву, благоустройству в центре города. И это был прорыв: ведь в самом начале 90-х годов считалось, что никакого генерального плана по развитию нашего города создавать не нужно, а все может меняться совершенно хаотично.
– И вот летом 1996 года вы оказались в Смольном уже в новом качестве - первого человека. Что предстояло сделать прежде всего?
– И вот летом 1996 года вы оказались в Смольном уже в новом качестве - первого человека. Что предстояло сделать прежде всего?
В первый момент ты неожиданно понимаешь, что вся ответственность за город, за весь объем работ лежит только на тебе. Если прежде у меня как у вице-мэра были задачи по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и энергетике, то теперь сюда прибавились здравоохранение, народное образование, все культурные программы. Поэтому мне приходилось спешно подбирать кадры и решать, какой у города должен быть стратегический план развития. Такой план тогда предложил Леонтьевский центр. И мы, собрав большой кворум участников, по всем направлениям деятельности города в течение года работали над его составлением.

Собирались, спорили и наконец сделали. Тогда мы впервые озвучили как должен город жить у моря и как надо развивать морской порт, как должны улучшаться транспортные пути, улично-дорожная сеть, здравоохранение… В том плане были впервые сформулированы задачи по строительству кольцевой автомобильной дороги, дополнительных мостов через Неву, благоустройству в центре города. И это был прорыв: ведь в самом начале 90-х годов считалось, что никакого генерального плана по развитию нашего города создавать не нужно, а все может меняться совершенно хаотично.В первый момент ты неожиданно понимаешь, что вся ответственность за город, за весь объем работ лежит только на тебе. Если прежде у меня как у вице-мэра были задачи по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и энергетике, то теперь сюда прибавились здравоохранение, народное образование, все культурные программы. Поэтому мне приходилось спешно подбирать кадры и решать, какой у города должен быть стратегический план развития. Такой план тогда предложил Леонтьевский центр. И мы, собрав большой кворум участников, по всем направлениям деятельности города в течение года работали над его составлением.
?
Если смотреть из сегодняшнего дня, вы довольны результатом?

– Все решить невозможно. Но, например, в вопросах, связанных с культурой, мы многое смогли сделать: Театр музыкальной комедии почти 15 лет стоял закрытым, а мы его за короткое время сделали и еще новую сцену для него построили. На Моховой улице студенческий театр был закрыт столько лет, а мы его открыли. Ну и в остальных театрах в то же время начались долгожданные реставрации. Мы занялись созданием инженерной инфраструктуры, чтобы в городе не было часто повторяющихся отключений электричества, заключили ряд контрактов на получение кредитов у Европейского банка реконструкции и развития, а получив эти кредиты смогли многое сделать в сфере работы "Водоканала". А сколько мы выполняли работ по благоустройству: возьмите те же тротуары на Невском проспекте, когда мы горожанам показали, что у нас может быть не хуже, чем в европейских городах. А ведь еще мы впервые стали делать пешеходные зоны: Малая Садовая улица, Манежная площадь, дворы на Васильевском острове, на Петроградской стороне… В то же время, мы в те годы стали строить кольцевую дорогу, без которой город задыхался, и из-за бесконечного транспорта уже трещали архитектурные памятники. В строительстве "кольца" нам помогали сначала президент Ельцин, а потом и президент Путин. Тогда же мы с бывшим заместителем председателя правительства России Алексеем Большаковым начали всерьез заниматься вопросом подготовки проектов для строительства той дороги, которая сегодня всем известна как Западный скоростной диаметр.

– Неужели уже тогда появилась идея ЗСД?

– Заниматься Западным скоростным диаметром начал Алексей Алексеевич Большаков, возглавлявший в конце 80-х годов плановую комиссию Ленинграда. Тогда уже были им были подготовлены конкретные предложения по этому проекту, а сама стройка началась только спустя несколько десятков лет. В наше время Западный скоростной диаметр свою функцию полностью выполняет. Жалуются многие, что дороговато, но скорость и время в пути - в приоритете.

– Вторая кольцевая дорога вокруг Петербурга появится в ближайшее время?

– Второму кольцу, наверное, сложно появиться, а вот полукольцо - будет обязательно. Мы еще в те времена хотели задействовать необходимую для такого проекта старую бетонную дорогу, но для этого нам требовалось участие в проекте Ленинградской области и финансовых возможностей федерального бюджета. Тогда не получилось. А теперь у нашего города есть все возможности для успешного развития.

– Вы упомянули Ленинградскую область. Сегодня власти двух регионов делают очень многое для создания единой агломерации. Это правильный тренд?

– Я еще очень давно высказывался за более тесную интеграцию и даже предлагал объединить оба региона. Потому что в те годы город и область серьезно конкурировали друг с другом, а это мешало. И той же кольцевой автодорогой пользуются оба субъекта. Очевидно, что и дальнейшее развитие транспортной системы, портовой инфраструктуры не может быть порознь.

– Одним из идеологов добрососедских отношений между регионами сегодня является действующий губернатор Александр Беглов. В начале 2000-х годов – член вашей команды, ваш первый вице-губернатор. Удается сейчас поддерживать отношения или даже давать советы?

– Да, конечно. Не часто, но мы общаемся с Александром Дмитриевичем. А вот советы руководителям такого ранга лучше не давать - это точно последнее дело. Они наверняка все знают гораздо лучше о происходящем. Тем не менее, есть что-то, чтобы вы предложили добавить для развития современного Петербурга? Сегодня в городе есть все для привлечения мировой общественности. Поэтому даже во время пандемии сюда активно едут туристы. Например, прошедшие недавно чемпионаты по футболу собрали множество гостей. А я в эти дни вспоминал, как мы в 1994-м году проводили "Игры доброй воли" - первое знаковое международное спортивное мероприятие. И уже тогда оно привлекло серьезное внимание. Или посмотрите на пример Международного экономического форума. Сейчас он стал одним из важнейших событий в Европе, благодаря чему город получает дополнительные возможности для развития. А ведь было время, когда все федеральные руководители того периода, в том числе, например, Анатолий Чубайс активно сопротивлялись его проведению в нашем городе.
– Если смотреть из сегодняшнего дня, вы довольны результатом?

– Все решить невозможно. Но, например, в вопросах, связанных с культурой, мы многое смогли сделать: Театр музыкальной комедии почти 15 лет стоял закрытым, а мы его за короткое время сделали и еще новую сцену для него построили. На Моховой улице студенческий театр был закрыт столько лет, а мы его открыли. Ну и в остальных театрах в то же время начались долгожданные реставрации. Мы занялись созданием инженерной инфраструктуры, чтобы в городе не было часто повторяющихся отключений электричества, заключили ряд контрактов на получение кредитов у Европейского банка реконструкции и развития, а получив эти кредиты смогли многое сделать в сфере работы "Водоканала". А сколько мы выполняли работ по благоустройству: возьмите те же тротуары на Невском проспекте, когда мы горожанам показали, что у нас может быть не хуже, чем в европейских городах. А ведь еще мы впервые стали делать пешеходные зоны: Малая Садовая улица, Манежная площадь, дворы на Васильевском острове, на Петроградской стороне… В то же время, мы в те годы стали строить кольцевую дорогу, без которой город задыхался, и из-за бесконечного транспорта уже трещали архитектурные памятники. В строительстве "кольца" нам помогали сначала президент Ельцин, а потом и президент Путин. Тогда же мы с бывшим заместителем председателя правительства России Алексеем Большаковым начали всерьез заниматься вопросом подготовки проектов для строительства той дороги, которая сегодня всем известна как Западный скоростной диаметр.

– Неужели уже тогда появилась идея ЗСД?

– Заниматься Западным скоростным диаметром начал Алексей Алексеевич Большаков, возглавлявший в конце 80-х годов плановую комиссию Ленинграда. Тогда уже были им были подготовлены конкретные предложения по этому проекту, а сама стройка началась только спустя несколько десятков лет. В наше время Западный скоростной диаметр свою функцию полностью выполняет. Жалуются многие, что дороговато, но скорость и время в пути - в приоритете.

– Вторая кольцевая дорога вокруг Петербурга появится в ближайшее время?

– Второму кольцу, наверное, сложно появиться, а вот полукольцо - будет обязательно. Мы еще в те времена хотели задействовать необходимую для такого проекта старую бетонную дорогу, но для этого нам требовалось участие в проекте Ленинградской области и финансовых возможностей федерального бюджета. Тогда не получилось. А теперь у нашего города есть все возможности для успешного развития.

– Вы упомянули Ленинградскую область. Сегодня власти двух регионов делают очень многое для создания единой агломерации. Это правильный тренд?

– Я еще очень давно высказывался за более тесную интеграцию и даже предлагал объединить оба региона. Потому что в те годы город и область серьезно конкурировали друг с другом, а это мешало. И той же кольцевой автодорогой пользуются оба субъекта. Очевидно, что и дальнейшее развитие транспортной системы, портовой инфраструктуры не может быть порознь.

– Одним из идеологов добрососедских отношений между регионами сегодня является действующий губернатор Александр Беглов. В начале 2000-х годов – член вашей команды, ваш первый вице-губернатор. Удается сейчас поддерживать отношения или даже давать советы?

– Да, конечно. Не часто, но мы общаемся с Александром Дмитриевичем. А вот советы руководителям такого ранга лучше не давать - это точно последнее дело. Они наверняка все знают гораздо лучше о происходящем. Тем не менее, есть что-то, чтобы вы предложили добавить для развития современного Петербурга? Сегодня в городе есть все для привлечения мировой общественности. Поэтому даже во время пандемии сюда активно едут туристы. Например, прошедшие недавно чемпионаты по футболу собрали множество гостей. А я в эти дни вспоминал, как мы в 1994-м году проводили "Игры доброй воли" - первое знаковое международное спортивное мероприятие. И уже тогда оно привлекло серьезное внимание. Или посмотрите на пример Международного экономического форума. Сейчас он стал одним из важнейших событий в Европе, благодаря чему город получает дополнительные возможности для развития. А ведь было время, когда все федеральные руководители того периода, в том числе, например, Анатолий Чубайс активно сопротивлялись его проведению в нашем городе.
ФИЛЬМ «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЕНИНГРАДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ФИЛЬМ «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЕНИНГРАДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ФОТО: Елена Яковлева / Петербургский дневник
ФОТО: из личного архива Владимира Яковлева