– Если смотреть из сегодняшнего дня, вы довольны результатом?
– Все решить невозможно. Но, например, в вопросах, связанных с культурой, мы многое смогли сделать: Театр музыкальной комедии почти 15 лет стоял закрытым, а мы его за короткое время сделали и еще новую сцену для него построили. На Моховой улице студенческий театр был закрыт столько лет, а мы его открыли. Ну и в остальных театрах в то же время начались долгожданные реставрации. Мы занялись созданием инженерной инфраструктуры, чтобы в городе не было часто повторяющихся отключений электричества, заключили ряд контрактов на получение кредитов у Европейского банка реконструкции и развития, а получив эти кредиты смогли многое сделать в сфере работы "Водоканала". А сколько мы выполняли работ по благоустройству: возьмите те же тротуары на Невском проспекте, когда мы горожанам показали, что у нас может быть не хуже, чем в европейских городах. А ведь еще мы впервые стали делать пешеходные зоны: Малая Садовая улица, Манежная площадь, дворы на Васильевском острове, на Петроградской стороне… В то же время, мы в те годы стали строить кольцевую дорогу, без которой город задыхался, и из-за бесконечного транспорта уже трещали архитектурные памятники. В строительстве "кольца" нам помогали сначала президент Ельцин, а потом и президент Путин. Тогда же мы с бывшим заместителем председателя правительства России Алексеем Большаковым начали всерьез заниматься вопросом подготовки проектов для строительства той дороги, которая сегодня всем известна как Западный скоростной диаметр.
– Неужели уже тогда появилась идея ЗСД?
– Заниматься Западным скоростным диаметром начал Алексей Алексеевич Большаков, возглавлявший в конце 80-х годов плановую комиссию Ленинграда. Тогда уже были им были подготовлены конкретные предложения по этому проекту, а сама стройка началась только спустя несколько десятков лет. В наше время Западный скоростной диаметр свою функцию полностью выполняет. Жалуются многие, что дороговато, но скорость и время в пути - в приоритете.
– Вторая кольцевая дорога вокруг Петербурга появится в ближайшее время?
– Второму кольцу, наверное, сложно появиться, а вот полукольцо - будет обязательно. Мы еще в те времена хотели задействовать необходимую для такого проекта старую бетонную дорогу, но для этого нам требовалось участие в проекте Ленинградской области и финансовых возможностей федерального бюджета. Тогда не получилось. А теперь у нашего города есть все возможности для успешного развития.
– Вы упомянули Ленинградскую область. Сегодня власти двух регионов делают очень многое для создания единой агломерации. Это правильный тренд?
– Я еще очень давно высказывался за более тесную интеграцию и даже предлагал объединить оба региона. Потому что в те годы город и область серьезно конкурировали друг с другом, а это мешало. И той же кольцевой автодорогой пользуются оба субъекта. Очевидно, что и дальнейшее развитие транспортной системы, портовой инфраструктуры не может быть порознь.
– Одним из идеологов добрососедских отношений между регионами сегодня является действующий губернатор Александр Беглов. В начале 2000-х годов – член вашей команды, ваш первый вице-губернатор. Удается сейчас поддерживать отношения или даже давать советы?
– Да, конечно. Не часто, но мы общаемся с Александром Дмитриевичем. А вот советы руководителям такого ранга лучше не давать - это точно последнее дело. Они наверняка все знают гораздо лучше о происходящем. Тем не менее, есть что-то, чтобы вы предложили добавить для развития современного Петербурга? Сегодня в городе есть все для привлечения мировой общественности. Поэтому даже во время пандемии сюда активно едут туристы. Например, прошедшие недавно чемпионаты по футболу собрали множество гостей. А я в эти дни вспоминал, как мы в 1994-м году проводили "Игры доброй воли" - первое знаковое международное спортивное мероприятие. И уже тогда оно привлекло серьезное внимание. Или посмотрите на пример Международного экономического форума. Сейчас он стал одним из важнейших событий в Европе, благодаря чему город получает дополнительные возможности для развития. А ведь было время, когда все федеральные руководители того периода, в том числе, например, Анатолий Чубайс активно сопротивлялись его проведению в нашем городе.